Когда ребенок рождается, первый кого он видит и с кем взаимодействует – мама. Она даёт нам всё, что необходимо для жизнедеятельности. Мама – наш первый значимый взрослый, к которому мы привязаны. Ребёнок активно взаимодействует с родителями, испытывая при этом чувство защищённости, доверия, любви и заботы. В то время как к остальным взрослым людям изначально испытывает страх. По мере взросления этот страх уменьшается, и ребёнок адаптируется в обществе, взаимодействуя как со сверстниками, так и со взрослыми.
Когда дети приходят в школу, то попадают в совершенно новую обстановку, а учитель – незнакомый человек, общение с которым можем сопровождаться чувством страха. Задача родителей – оказать максимальную поддержку и внимание всем переживаниям ребенка в этот период. Это важно для того, чтобы он смог беспрепятственно получать удовольствие от знаний и процесса социализации.
1. Рисование
Через рисование, также, дети выражают свои чувства и эмоции, желания и мечты, моделируют реальность, безболезненно соприкасаются со своими страхами и неприятными, травмирующими образами.
Попробуйте попросить своего ребенка нарисовать то, чего он боится больше всего. После этого вы можете разорвать рисунок на куски, или сжечь его, или выбросить в окно со словами «Ты справился со своим страхом! Какой ты храбрый и отважный!»
2. Игра
С помощью ролевых игр дети приобретают определенные навыки, осваивают социальные формы поведения и берут на себя различные роли.
Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, переживает победы и поражения, обретает уверенность в себе.
Мы можем предложить ребенку вместе придумать сюжет игры, в которой он будет занимать место учителя, а родитель будет учеником. Во время игры взрослый может быть активным, показав ребенку возможную модель поведения. Спустя некоторое время можно поменяться ролями.
3. Сказка
Выбирается сказка или придумывается история на месте, чтобы отразить определенный страх ребенка. На протяжении всей истории ее персонажи одерживают победу над страшным персонажем.
Ребенок, используя пример этих вымышленных персонажей, учится смотреть в лицо своим страхам и не бояться бороться с ними.