Начиная с эпох Древней Греции и Рима, отец в семье была всегда авторитетной фигурой. Как для детей, так и для остальных членов семьи. Христианство и протестантская Реформация подкрепили значимость отцовской фигуры.
В 20-м веке в связи с несколькими крупными военными конфликтами многие дети лишились отцовского воспитания, что повлияло на них в будущем.
В наше время активно развивается тенденция к вовлеченности и заинтересованности отца в воспитании детей, что очень радует. Ярким примером является возможность декретного отпуска для отца. Впервые отцам было разрешено уходить в декрет в Швеции еще в 1974 году. В России данное право отцы получили только с начала 2007 года. По статистике за 2018 год, отцовская доля в родительских отпусках в Финляндии и Дании равна 11%, в Норвегии - 19%, в Исландии и Швеции – 29%. В нашей стране подобная практика не так распространена: лишь 2% мужчин на деле уходят в декрет.
Одновременном с этим, растет количество разводов и, соответственно, неполных семей, в которых только мать воспитывает ребенка. Институт семьи претерпевает изменения и сейчас развод не является чем-то, что осуждается обществом.
Женщины активно отстаивают свое право на счастливую жизнь внутри семьи. А если она не складывается, все больше женщин принимают решение о разводе.
Несмотря на это, в наше время все еще много семей, где нет гармонии и счастья между родителями и детьми. Например, исследования показывают, что только 40-50% детей изобразили дружную семью, где присутствует контакт с отцом (на основании рисуночных тестов). В остальных случаях отец на рисунке изображен либо в стороне, либо меньше, чем мать, либо вообще отсутствует.
В современном мире существует общая классификация типов взаимодействия отца и ребенка:
Отец вносит большой вклад в интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Его участие и внимание влияет на эмоциональное благополучие ребенка в подростковом возрасте, формирование образа «Я», самооценку и поведение.
Значима роль отца в формировании полоролевой идентификации, а также гендерных моделей поведения. Для мальчика отец является образцом поведения будущего мужчины. Мальчики, лишенные отцовского внимания, могут плохо адаптироваться в коллективе, быть агрессивными. У них наблюдается бессмысленное стремление к разрушению, что объясняется излишней зависимостью от матери, её феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни, а также попыткой найти своё «Мужское Я».
У девочек на примере взаимоотношений отца и матери формируется модель будущей семьи. Внимание к девочке со стороны отца придает ей уверенность в своей привлекательности и утверждает её женское начало. Отец также дает дочери образец поведения представителя противоположного пола, на который девочка осознанно или неосознанно будет опираться при выборе партнера.
Интересно, что образ отца в подростковом возрасте у девочек и мальчиков различается. У девочек он отличает большей эмоциональной дифференцированностью, а у мальчиков – целостностью и интегрированностью. Это означает, что девочки больше видят в отце различные черты характера, а мальчики видят его одним целостным образом без особых деталей.
З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм говорили про важность отцовской любви для личности.
Э. Фромм, гуманистический психолог 20-го века, отмечал, что отцовская любовь более «требовательна», условна, в отличие от материнской, и формируется с годами. Если мать любит ребенка безусловно – просто за то, что он есть -, то отец дарит свою любовь за какие-то личные достижения, успехи и соответствие ожиданиям. Таким образом, ребенок «заслуживает» отцовскую любовь. Отец выполняет функцию социального контроля, являясь «носителем требований, дисциплины и санкций».
Еще один представитель гуманистического направления в психологии А. Адлер подчеркивал важность вклада отца в социальное развитие ребенка. Именно он вводит ребенка в мир и открывает ему силу коммуникации, прививает социальный интерес. Отцовская любовь, по мнению исследователя, способствует преодолению комплекса неполноценности.
Родоначальник психоанализа З. Фрейд утверждал, что здоровые отношения с сильным отцом способствуют благоприятному прохождению стадии Эдипова комплекса.
Исследовательница К. Стюарт отмечала, что если влияние матери на ребенка прямое, то влияние отца - косвенное, но оно играет большое значение, начиная с беременности. Исследования подтверждают разницу между психическим развитием детей, чьи отцы были рядом с будущей матерью во время беременности, и детей, отцы которых отсутствовали в период вынашивании ребенка.
Обобщая взгляды психологов и данные современных исследований, можно точно сказать, что любовь, внимание и участие отца в воспитании ребенка однозначно сказываются на формировании личности. Любовь отца, как и любовь матери, незаменима.